Виктория Евгеньевна АСЦАТУРОВА

Кандидат философских наук,

старший преподаватель кафедры

гуманитарных дисциплин

ВЮИ ФСИН России

К вопросу о ценностных ориентациях сотрудников правоохранительных органов
в современном российском обществе

В условиях современных тенденций информационной, экономической и социальной глобализации об актуальности аксиологической проблематики говорить не приходится. Значительно усложняется социальная среда, возрастает ее непредсказуемость, все более фрагментируется структура общественных интересов, потребностей, жизненных смыслов. В сложившихся российских реалиях для многих становится очевидной необходимость существенной коррекции общественного и индивидуального сознания, и, в первую очередь, ценностного отношения к миру, самому себе, окружающим людям.

Ценностное отношение есть атрибутивное, неотъемлемое свойство человека; в сущности своей оно и есть сознание человека[1]. Так или иначе, вся окружающая человека действительность предстает перед ним прежде всего в ценностном аспекте. В свою очередь, ценностная ориентация является определяющим, стержневым началом сознания каждой личности, той или иной социальной группы, общества в целом.

Философская категория «ценность» имеет свое собственное содержание, определяющее ее статус и функции в системе мировоззренческих категорий. Данная категория фиксирует ценностное отношение человека к миру, которое по своей природе субъектно-объектно[2]. «Объективные, по своей природе ценности, – отмечает И. И. Кравченко, – оставались бы (и остаются в самом деле) виртуальными или потенциальными, если бы они не актуализировались противоположным по смыслу процессом – их субъективизацией»[3]. Определение ценности невозможно при отсутствии либо субъекта ценностного отношения, либо объекта – носителя ценности. Ценностное отношение обязательно предполагает деятельно-активного, духовно-нравственного человека, способного обнаруживать человеческий смысл в объектах внешнего мира.

Общечеловеческие ценности аккумулированы в культуре и выступают для человека в качестве нормативов, которые позволяют ему ориентироваться в жизни, в мире. «Участие разума в функционировании ценностей, – отмечает И. И. Кравченко, – не в их имманентности разуму, а в том, что они осмысливаются, причем осознаются в качестве норм сознания и поведения»[4].

Ни для кого не секрет, что одним из характернейших явлений современного российского общества является противоречивость в ценностной ориентации большинства людей, что, в свою очередь, порождает непоследовательность в их мышлении и поведении. Духовный кризис сегодня сопровождается процессом переоценки ценностей, мучительным поиском новых, изменением иерархии ценностей. На передний план выходят сиюминутные потребности, личная выгода, исключительно прагматичный подход к делу.

Правоохранительная система, являясь неотъемлемой частью общества, в лице своих представителей обнаруживает сегодня весь спектр ценностных противоречий и неопределенности. Согласитесь, что качественные показатели правоохранительной деятельности во многом обеспечиваются зрелостью профессионального сознания правоохранителей, которое по сути своей должно являться ценностным сознанием, ориентированным на перспективы и проблемы общественного развития, ценности гуманистического порядка. Так, главенствующими, на наш взгляд, в системе профессиональных ценностей должны быть следующие: жизнь и свобода человека, его достоинство, неотъемлемость и нерушимость его естественных прав в единстве с обязанностями, равенство всех перед законом, демократизм и т. д. Однако сегодня сотрудники правоохранительной системы более ориентированы на стабильность занятости и зарплаты, чем на социальные и профессиональные ценности. Отсюда, как следствие, бездушный бюрократизм, коррумпированность, злоупотребление служебным положением, отсутствие стратегических целей и т. д.

Закономерно, что современное общество предъявляет к правоприменителям повышенные моральные требования и критерии оценок их профессиональной деятельности, ожидая, в первую очередь, позитивного отношения работников права к ценностям, закрепленным в законах и других нормативных актах, юридической и моральной ответственности перед государством, обществом, самим собой за совершаемые действия, уважения личности, ее прав и достоинства. Таким образом, общество, по сути, требует от сотрудников правоохранительной системы достаточно высокого уровня профессиональной культуры, которая представляла бы собой своего рода сплав правовых и нравственных ценностей, а так же устойчивую сумму знаний, навыков и качеств, вошедших в постоянный обиход профессии и составляющих системную целостность, нарушение которой означает снижение, а затем исчезновение культуры как таковой[5]. Профессиональная деятельность правоохранителей требует сегодня определенной масштабности мышления, способности глубокого морального осмысления правовых реальностей, умения оценивать каждую служебную ситуацию в ее перспективе в соответствии с требованиями общественной морали и в рамках действующего законодательства. Насколько это возможно в условиях социальной напряженности, аксиологического плюрализма, нигилистического отношения общества к государственным структурам, к праву, отсутствии созидательной, конструктивной государственной идеологии? Решение возможно, и оно может быть многоуровневым. Несомненно, что экономическая и социально-политическая стабильность в обществе будут благоприятным фоном для формирования у сотрудников правоохранительной системы позитивных правовых и нравственных установок и ценностей. Обязательным условием совершенствования правоохранительной деятельности должны стать детально разработанные программы обучения этическим стандартам, формирования профессиональных качеств на основе новых знаний, умений и ценностей, позволяющих личности правоохранителя разрешать возникающие проблемы, адаптироваться к изменяющимся социокультурным условиям, а также представлять и защищать свои права и интересы, уважая интересы и права других.

 



[1] См.: Максимов А. Н. Философия ценностей. М., 1997. С. 120.

[2] См.: Цанн-кай-си Ф. В. Философия как теоретическое мировоззрение. Владимир, 2001. С. 199.

[3] Кравченко И. И. Политические и другие социальные ценности // Вопросы философии. 2005. № 2. С. 4.

[4] См.: Кравченко И. И. Указ. соч. С. 3.

[5] См.: Гладилин А. П. Профессиональная культура и имидж руководителя органа внутренних дел (философско-культурологический аспект). М., 1998. С. 31.